06.08.2015
Самокат для взрослых, работающий на бензиновом двигателе, требует к себе внимательного отношения. Поэтому о его своевременном обслуживании сам придется задуматься рано или поздно. Нужно знать, на что стоит обращать внимание в первую очередь. Постоянно контролировать придется систему управления, тормоза и двигатель.
После завершения сборки самоката следует проверить крепление болтов, состояние проводов и тросов. Также надо проверить уровень масла. Для этого надо снять задний хвостовик, под которым на присоединенном к мотору блоке есть резервуар. Учтите, что если масла в редукторе нет, он сломается примерно через 10 км пробега, а стоит эта деталь немало. Поэтому при возникновении сомнений масло лучше долить.
После проверки систем нужно залить топливную смесь, соблюдая определенные пропорции. Для обкатки масло и бензин следует смешивать с соотношением 1:50, а для последующей эксплуатации – 1:25. Не стоит экономить на качестве масла, это сократит общий срок эксплуатации двигателя и самого самоката в целом. Самокаты работают только на 95-м бензине, это следует четко запомнить. Категорически недопустимо вливать в бензобак 72, 80 ,90, 92 или 98 марки топлива. Кроме этого, нельзя, чтоб мотор работал без масла, только на бензине. Невыполнение этих требований может быть чревато выходом из строя основных систем самоката.
Внизу карбюратора есть маленький резиновый шарик, с помощью которого нужно прокачать топливную систему перед запуском. Пластиковый рычаг на карбюраторе при заводе мотора должен быть в верхнем положении. Когда, поработав вхолостую, двигатель прогреется, рычаг можно опустить и начать поездку. По сути своей обкатка – это обычная поездка по ровной дороге на средних оборотах при одном полном бензобаке. «Выездив» один бензобак, нужно проехать еще один, с такими же пропорциями топливной смеси, но уже время от времени набирая обороты. Проверьте тормоза, это одна из наиболее важных систем самоката. Тормозной диск часто гнется от ударов, что приводит к тому, что колодки неравномерно истираются.
При этом нагревается не только диск, но и покрышки. Если диск цепляет, то самокат тратит энергию на постоянное торможение, а не саму езду. Чтобы проверить тормоза, поставьте транспортное средство на какое-либо возвышение таким образом, чтобы колеса были в воздухе, а затем выровняйте диск по месту чем-нибудь наподобие небольшого резинового молотка. Покрутили, нашли волну, слегка ударили, покрутили для проверки, и так до тех пор, пока все не станет как надо. Если придется ослабить колодки, нужно будет проверить торможение в ходу. Обслуживание тормозов барабанного типа сводится к проверке работоспособности. Такие тормоза по конструкции точно копируют автомобильные тормоза и не имеют проблем с настройкой.
Принцип работы цепной передачи самоката для взрослых заключается в том, что цепь передает с мотора вращение на колесо. Чтобы убедиться в ее качественной работе, проверьте степень натяжки цепи. Если звездочка на колесе овальная, то натяжение будет меняться, в зависимости от фазы вращения. Цепь в любом случае должна быть хорошо натянута. Прогиб цепи при нажатии на промежуток между мотором и колесом должен быть не меньше 0,5 и не больше 1,2 см. Из-за высоких оборотов мотор в бензиновых самокатах может сбрасывать с цепи смазочные материалы. От этого цепь звенит и сильно сопротивляется движению. Смазывать ее нужно как минимум раз в две недели, если самокат часто используется.
Рулевой подшипник нужно проверять ежемесячно или при возникновении проблем. Руль самоката очень высокий, поэтому основную нагрузку испытывает место, где соприкасаются вилка переднего колеса и вилка трубки руля. Это воздействие, особенно с учетом веса водителя, велико настолько, что контргайка просто ее не выдерживает. Из-за этого подшипник постепенно зажимается до предела, мешая нормальному управлению, или освобождается, способствуя появлению люфта в рулевом управлении.
В самокате, в обоих колесах есть по два закрытых подшипника, кроме этого, два таких же подшипника в двигателе, и открытые подшипники (тоже два) в рулевой вилке. Их нужно своевременно проверять, смазывать и поджимать, тогда они без проблем прослужат вам несколько лет. Особое внимание уделите подшипнику рулевой стойки, поскольку при торможении через метровый рычаг они испытывают воздействие силы инерции, умноженной на вес тела пассажира. Если не следить за гайками, которые регулируют этот подшипник, «клин» руля вам обеспечен.
Колеса на самокате для взрослых маленькие, а значит, на них оказывается очень большая нагрузка, приводящая к быстрому износу. Поэтому к качеству колес предъявляются особенно строгие требования. Давление в камере должно поддерживаться на уровне 2 атмосферы (29 PSI) и не больше. То есть, если, вопреки рекомендациям производителей, попытаться накачать колеса больше 30 PSI, то уже через несколько дней вы ощутите, что колесо самоката сплошь в гулях и вот-вот лопнет. А если вы ездите на скорости от 20 км/ч и выше, то под угрозой становится ваша личная безопасность и безопасность окружающий вас людей на дороге.
Если же колесо накачать слишком слабо, будут другие проблемы. Например, увеличится площадь контакта шины с поверхностью дороги, что приведет к более быстрому износу покрышки колеса. И главное, это значительно увеличивает расход мощности аккумулятора, от чего снижается скорость, дальность пробега и динамика. Недостаток давления уменьшает упругость шины, что ухудшает управляемость и устойчивость самоката. Не оставляйте свои колеса без внимания.