Надеюсь, все Вы слышали о свечах и о том, зачем они нужны? Если нет, то повторюсь. Свеча зажигания предназначена для образования искрового разряда в камере сгорания двигателя и поджигания горючей топливовоздушной смеси. В определенный момент (называемый моментом зажигания) на свече возникает электрическая искра.
Элементы свечи, находящиеся в камере сгорания, подвергаются высоким термическим и механическим нагрузкам, а также химическому воздействию продуктами неполного сгорания топлива и масла. Температура рабочей части свечи может колебаться в пределах от 400 до 900°С. Среднее напряжение на электродах составляет 12-15 кВ и выше.
Основными элементами свечи являются металлический корпус, изолятор (изготовлен из стойкого к перепадам температуры фарфора), центральный электрод и боковой, а также резьба, с помощью которой она ввинчивается в головку цилиндра. Между резьбой и корпусом устанавливается уплотнительное кольцо из алюминия или меди для предотвращения прорыва газов. Изолятор предотвращает утечку электричества от контакта на корпус свечи . На нем зачастую делают несколько кольцевых канавок для увеличения площади поверхности, тем самым напряжение пробоя на корпус увеличивается. Внутри керамического изолятора расположен контактный стержень и центральный электрод (между которыми может быть установлен резистор, подавляющий радиопомехи). Сбоку свечи приварен и загнут массовый электрод. Электроды и изготовлены из жаропрочных металлов, вот между ними и возникает искра.
Свечи характеризуются и отличаются несколькими основными параметрами:
1.Диаметром, длинной и шагом резьбы, размером шестигранника для завинчивания и отвинчивания.
2.Калильным числом, т.е. способностью свечи нагреваться до определенной температуры при различных тепловых нагрузках двигателя. Свечи с небольшим калильным числом называю горячими, с малым - холодными.
3.Величиной искрового зазора. Зазор между контактами может быть разный для каждой марки свечи и составляет от 0,5 до 1 мм.
Стоит более подробно рассказать о калильном числе. По тепловым качествам свечи делятся на "горячие" - для двигателей с невысокой температурной нагрузкой (обычно низкооборотистые двигателя) и " холодные" - для работы с высокой рабочей температурой и степенью сжатия двигателя (более высокооборотистые двигателя и с воздушным охлаждением). Калильное число равно среднему индикаторному давлению, при котором начинается калильное зажигание. Чем больше это число, тем свеча более устойчива к высоким температурам, следовательно, более "холодная". Калильное число свечи определяется на специальной установке по возникновению калильного зажигания. Калильное зажигание, это неуправляемый процесс поджога горючей смеси от раскаленных рабочих частей свечи. При температуре свечи 500°С и выше нагар, представляющий собой углеродистые вещества, образовавшиеся в результате сгорания масла и топлива в камере сгорания двигателя, сгорает. Происходит самоочищение свечи. Нагар в основном состоит из кокса, золы и масла. Вследствие плохой теплопроводности свечи с нагаром перегреваются, что в свою очередь вызывает перебои в работе системы зажигания.
Когда температура свечи менее 500°С, происходит усиленное нагарообразование на тепловом конусе изолятора и свеча начинает работать с перебоями, так как через нагар происходит утечка тока высокого напряжения. Чтобы обеспечить бесперебойную работу свечи, нижняя часть теплового конуса изолятора должна иметь температуру в пределах 500 - 600°С.
При слишком высокой температуре изолятора и центрального электрода (более 800°С) возникает калильное зажигание, когда рабочая смесь воспламеняется от соприкосновения с раскаленным конусом изолятора и центрального электрода до появления искры между электродами свечи. В результате происходит слишком раннее воспламенение рабочей смеси.
Техническое обслуживание свечей
Так как свеча работает в тяжелых условиях, ее нужно периодически обслуживать. Каждые максимум 5 тыс. километров контролировать рабочий зазор и чистить от нагаров. Ни в коем случае не применяйте старый дедовский метод прокаливания на газу!!! Это может повредить изолятор. Внешне признаков повреждения вы можете и не заметить, но вот постоянные перебои в работе двигателя начнут доставать. Поэтому для чистки подойдет обычная щетка с железной щетиной - доводит до блеска :) Не помешает после очистки щеткой продуть свечу с помощью компрессора или насоса с насадкой.
Всегда возите с собой в запасе 1-2 запасных, заведомо исправных свечей и свечной ключ. Они довольно часто могут давать перебои в пути и будет неприятно тащить мотороллер в руках или просить о помощи окружающих!
При завинчивании новой свечи, ее резьбу можно немного натереть графитовым карандашом. Это позволит без труда вывернуть ее при следующем ТО.
Свеча, это хороший индикатор работы двигателя. По состоянию ее электродов можно определить качество горючей смеси, установку угла опережения зажигания, правильность выбора марки свечи.
1.Светло-коричневый нагар. Двигатель работает нормально. Правильно подобранная по характеристикам, хорошо работающая свеча. Нормально настроенный карбюратор и зажигание. Качественное масло и топливо. Расход топлива и масла в норме. По мере надобности чистить свечу и контролировать зазор.
2.Бархатистый нагар черного цвета вызывает переобогащенная смесь, неправильная регулировка карбюратора и неисправность автоматической термозаслонки. Итог -повышенный расход топлива, падение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостых оборотах, возможно, трудности с пуском на горячую. Нужно отрегулировать карбюратор, отремонтировать автоматическую термозаслонку. Еще возможна низкая компрессия из-за износа цилиндро-поршневой группы (в 4-х тактных моделях еще и негерметичность клапанов), имеет место повышенный расход топлива, падение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском на холодную и на горячую. В данной ситуации поможет только разборка двигателя и ремонт цилиндро-поршневой группы. Если есть неплотность клапанов - требуется их притирка или замена. Бархатистый нагар черного цвета показывает, что загрязнен воздушный фильтр, который нужно заменить или промыть. Неправильная установка зазора, неисправность свечи.
3.Черный масляный нагар –это повышенная подача масла маслонасосом или его неисправность (для 2-х тактных двигателей), повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск, забрызгивание свечи до полной остановки двигателя. Нужно отрегулировать или отремонтировать маслонасос. Также вероятно попадание масла в камеру сгорания (для 4-х тактных двигателей), для чего нужно заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней.
4.Толстый слой рыхлых отложений показывает низкое качество бензина или масла, перебои в работе двигателя, затруднен пуск. Предстоит сменить используемое масло или топливо.
5.Отложения красного цвета. Они демонстрируют превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине. Возможны перебои в работе двигателя, затруднен пуск. Рекомендуется сменить используемое топливо.
6.Оплавление центрального электрода означает, что калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя. Как итог - перебои в работе двигателя, затруднен пуск. Нужно заменить свечу на новую с правильным калильным числом. Низкооктановое топливо. Также вероятно снижение мощности двигателя, детонация. Ваши действия -заменить топливо и срочно проверить и исправить систему охлаждения.
Мощной и яркой Вам искры!
Совсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...
В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....
Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...