Кейт Коуд, автор книги «Техника вождения мотоцикла» и бывший мотогонщик, открыл контрруление на 200-кубовом Дукати в 1960-м году. Технологию поняли только в 1973 году. Ученики Кейта Коуда стабильно улучшают результаты, проводя большое время в классе за изучением теории. Подход именитого тренера – каждое действие должно быть осознанным.
Невозможно без специальной подготовки осмысленно контролировать проявления инстинкта самосохранения. Водителям и мотоциклистам инстинкт самосохранения в критических ситуациях может даже навредить. Производители знают об этом и совершенствуют технологии.
Например, АБС помогает преодолеть резкое и сильное торможение. Водитель инстинктивно давит на педаль газа в критической ситуации. Большинство водителей прекрасно осведомлены об увеличении тормозного пути и потери управления при резком торможении. Но инстинкт сильнее знания. Для мотоциклистов – одно из самых опасных проявлений инстинкта самосохранения – сброс/добавление газа в повороте.
Мотоциклист делает ошибки как раз в момент срабатывания природного инстинкта. Тот включается моментально, как только пилота охватывает паника. Причин для этого много. Пилот сбрасывает газ в повороте, руководствуясь обманчивыми представлениями. Инстинкт подсказывает: «едешь слишком быстро», «зашел в поворот слишком широко», «слишком сильно наклонился» и так далее. Обман чувств приводит к реальной аварии.
Запомните, проявления инстинкта самосохранения первым делом сказываются на работе рук, влияя тем самым на руление, торможение, управление газом!
Основные враги-ошибки мотоциклиста:
Ни одно проявление инстинкта самосохранения не соответствует ни конструкции мотоцикла, ни технике вождения. Чтобы не дать природному чувству взять верх в самый неподходящий момент придется серьезно поработать.
Первое, что необходимо сделать – научиться управлять газом. Способы управления газом напрямую зависят от конструктивных особенностей байка. Первое о чем заботится пилот при прохождении поворота – это сцепление шин с дорожным полотном. При идеальном выполнении маневра 40% веса мотоцикла должно приходиться на переднее колесо, 60% — на заднее. Задача мотоциклиста – поддерживать такую развесовку с помощью газа.
При прямолинейном движении вес распределяется по колесам равномерно. Но в повороте необходимо загрузить заднее колесо. Для этого байку придается ускорение. Необходимо повысить обороты с 4000 до 6000 на пятой передаче (касается аппаратов не ниже 600 куб. см). Так нагрузка на заднее колесо составит порядка 60%.
Правило номер один – как только вы начали добавлять газ, вы должны добавлять его, равномерно, плавно и постоянно вплоть до окончания поворота. И самое важное – никогда не играйте ручкой газа в повороте.
Если при выполнении маневра дернуть ручку газа – сразу загрузится передок. При этом нарушается развесовка 40/60 . Теряется сцепление с дорогой.
Сцепление с дорогой зависит главным образом от подвесок. Как добиться их эффективной работы с помощью ручки газа? Подвески лучше всего работают в среднем диапазоне – примерно в центральной трети хода. Задача водителя – обеспечить им оптимальный рабочий диапазон с помощью грамотного использования ручки газа. Отметим, полностью сжатая или вытянутая подвеска плохо отслеживают дорогу.
При резком торможении передок максимально загружается и почти не реагирует на неровности трассы. И, наоборот, при сильном ускорении переднее колесо освобождается от нагрузки, что приводит к рысканью и отрыву. Полотно идеально отслеживается в центральной трети хода подвески.
Лучший инструмент для настройки подвесок – ручка газа. Все просто как дважды два – четыре. Слишком сильное открытие газа – смещает вес назад, закрытие – вперед.
Слишком мягкие и слишком жесткие пружины приводят к чаттеру – вибрации колес из-за частой потери/восстановления сцепления с дорогой.
Возвращаемся к 9 пункту. Идеальная развесовка 40/60 не только обеспечивает лучшее сцепление с дорогой, но и позволяет подвескам работать в оптимальном диапазоне. Для достижения «золотой середины» необходимо только плавно и равномерно добавлять газ вплоть до окончания поворота.
Необходимо также помнить, что сброс газа сжимает переднюю подвеску, отчего байк рулится быстрее. В то время как открытие газа увеличивает угол наклона вилки, как следствие рулежка становится в разы тяжелее.
Кейт Коуд неумолим – правило управление газом остается главенствующим во всем. Для поворотов идеальной является та траектория движения, которая позволяет применить золотое правило управления газом (см. пункт 9 и 14).
Всякий раз при закрытии газа в повороте или открытии с запозданием теряется время и устойчивость мотоцикла. Вход в поворот – определяющий момент. Траектория определяется газом – рулите для газа.
При сбросе газа сжимаются обе подвески. Если закрыть ручку в середине поворота – клиренс уменьшится и спереди и сзади. И байк заскребет по асфальту. Следуя паническому настроения и инстинкту самосохранения, водитель закрывает газ еще сильнее. Но байку от этого не легче, скрежет металла только усиливается.
В повороте сброс газа загружает передок – уменьшается наклон байка, траектория распрямляется. При сильном открытии газа происходит тоже самое. Выход один – не сбрасывать газ, а плавно его увеличивать. Грамотное управление ручкой газа позволит сохранить развесовку 40/60. Соблюдая эту норму, мотоциклист сможет держать траекторию.
Однако из правил всегда есть исключения. Они касаются прохождения поворотов на высшей передаче и полном газу. Профессиональные гонщики сталкиваются регулярно с этой ситуацией. Итак, если максимум оборотов достигнуто к концу прямой, в повороте пилот упрется в ограничитель и не сможет поддерживать развесовку мотоцикла 40/60. В таком случае необходимо использовать коробку передач, а не газ.
Помните, наклон мотоцикла сильно понижает передаточное число. Входя в поворот и наклоняя мотоцикл, вы упретесь в ограничитель, что не позволит равномерно ускориться. Главный секрет заключается в том, чтобы не упереться в ограничитель оборотов посреди поворота.
На траекторию оказывают большое влияние параметры мотора и настройки подвески. Так на 500-ках можно пройти поворот медленнее, а потерянное время наверстать при ускорении на прямой. В то время как на 125-ках жертвовать скоростью в повороте никогда нельзя. Если из-за подвески байк проходит повороты медленнее, то придется дольше ехать в наклоне и осторожничать с газом в середине поворота. Это поможет избежать слишком высокой траектории.
Поворот заканчивается там, где гонщик может делать с газом что угодно, а его внимание больше не занято маневром. Так считает Кейт Коуд. Его опыт и знания говорят, что точка выхода из поворота зависит от гонщика и мотоцикла, отчего является величиной индивидуальной.
Большинство новичков в городе привыкают катится 2/3 поворота и только потом откручивать газ. Такой способ вождения не дает водителю в полной мере воспользоваться преимуществами правильного управления газом. Плюс ко всему закрепляет неправильную технику, которая в дальнейшем может привести к серьезным ошибкам.
Основная ошибка и последствия? Сброс газа приводит к перемещению веса вперед. Переднее колесо нагружается, заднее – наоборот. Как следствие ухудшается сцепление с дорогой. Байк начинает остро реагировать на неровности поверхности. Ведь подвески не работают в своем идеальном диапазоне. Усиливается дрожание – мотоцикл мгновенно реагирует на малейший поворот руля. И байк летит наружу поворота. Уменьшается клиренс и падает скорость.
Чтобы избежать ошибок, необходимо верно оценить в какой части траектории необходима правильная работа мотоцикла – когда начинать газовать. Если при входе в поворот задок чуть-чуть сносится – предел достигнут. Самое время добавлять газу, чтобы выровнять мотоцикл. Сделать это нужно как можно скорее, только не забывайте: газ добавляем плавно и равномерно.
Пока не закончите руление, не открывайте газ, потому что дозировать его подачу при рулежке крайне трудно. Поэтому, если вы хотите управлять газом безошибочно – сперва закончите руление.
Совсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...
В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....
Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...