Советы профессионального мотогонщика

16.05.2016
Советы от профессионального мотогонщика

Кейт Коуд, автор книги «Техника вождения мотоцикла» и бывший мотогонщик, открыл контрруление на 200-кубовом Дукати в 1960-м году. Технологию поняли только в 1973 году. Ученики Кейта Коуда стабильно улучшают результаты, проводя большое время в классе за изучением теории. Подход именитого тренера – каждое действие должно быть осознанным.

ВРАГ – ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЕ

Невозможно без специальной подготовки осмысленно контролировать проявления инстинкта самосохранения. Водителям и мотоциклистам инстинкт самосохранения в критических ситуациях может даже навредить. Производители знают об этом и совершенствуют технологии.

Например, АБС помогает преодолеть резкое и сильное торможение. Водитель инстинктивно давит на педаль газа в критической ситуации. Большинство водителей прекрасно осведомлены об увеличении тормозного пути и потери управления при резком торможении. Но инстинкт сильнее знания. Для мотоциклистов – одно из самых опасных проявлений инстинкта самосохранения – сброс/добавление газа в повороте.

Мотоциклист делает ошибки как раз в момент срабатывания природного инстинкта. Тот включается моментально, как только пилота охватывает паника. Причин для этого много. Пилот сбрасывает газ в повороте, руководствуясь обманчивыми представлениями. Инстинкт подсказывает: «едешь слишком быстро», «зашел в поворот слишком широко», «слишком сильно наклонился» и так далее. Обман чувств приводит к реальной аварии.

Запомните, проявления инстинкта самосохранения первым делом сказываются на работе рук, влияя тем самым на руление, торможение, управление газом!

Основные враги-ошибки мотоциклиста:

  • сброс газа;
  • сжимание руля;
  • сужение поля зрения или бегающие глаза;
  • внимание зафиксировано на одном объекте;
  • руление в сторону объекта, на котором сконцентрировано внимание;
  • отсутствие или неэффективное руление;
  • ошибки при торможении: недо – или перетормаживание.

Ни одно проявление инстинкта самосохранения не соответствует ни конструкции мотоцикла, ни технике вождения. Чтобы не дать природному чувству взять верх в самый неподходящий момент придется серьезно поработать.

УПРАВЛЕНИЕ ГАЗОМ

Первое, что необходимо сделать – научиться управлять газом. Способы управления газом напрямую зависят от конструктивных особенностей байка. Первое о чем заботится пилот при прохождении поворота – это сцепление шин с дорожным полотном. При идеальном выполнении маневра 40% веса мотоцикла должно приходиться на переднее колесо, 60% — на заднее. Задача мотоциклиста – поддерживать такую развесовку с помощью газа.

При прямолинейном движении вес распределяется по колесам равномерно. Но в повороте необходимо загрузить заднее колесо. Для этого байку придается ускорение. Необходимо повысить обороты с 4000 до 6000 на пятой передаче (касается аппаратов не ниже 600 куб. см). Так нагрузка на заднее колесо составит порядка 60%.

Правило номер один – как только вы начали добавлять газ, вы должны добавлять его, равномерно, плавно и постоянно вплоть до окончания поворота. И самое важное – никогда не играйте ручкой газа в повороте.

Если при выполнении маневра дернуть ручку газа – сразу загрузится передок. При этом нарушается развесовка 40/60 . Теряется сцепление с дорогой.

НЕ ЗАБЫВАЕМ О ПОДВЕСКЕ И СЦЕПЛЕНИИ С ДОРОГОЙ

Сцепление с дорогой зависит главным образом от подвесок. Как добиться их эффективной работы с помощью ручки газа? Подвески лучше всего работают в среднем диапазоне – примерно в центральной трети хода. Задача водителя – обеспечить им оптимальный рабочий диапазон с помощью грамотного использования ручки газа. Отметим, полностью сжатая или вытянутая подвеска плохо отслеживают дорогу.

При резком торможении передок максимально загружается и почти не реагирует на неровности трассы. И, наоборот, при сильном ускорении переднее колесо освобождается от нагрузки, что приводит к рысканью и отрыву. Полотно идеально отслеживается в центральной трети хода подвески.

Лучший инструмент для настройки подвесок – ручка газа. Все просто как дважды два – четыре. Слишком сильное открытие газа – смещает вес назад, закрытие – вперед.

Слишком мягкие и слишком жесткие пружины приводят к чаттеру – вибрации колес из-за частой потери/восстановления сцепления с дорогой.

Возвращаемся к 9 пункту. Идеальная развесовка 40/60 не только обеспечивает лучшее сцепление с дорогой, но и позволяет подвескам работать в оптимальном диапазоне. Для достижения «золотой середины» необходимо только плавно и равномерно добавлять газ вплоть до окончания поворота.

Необходимо также помнить, что сброс газа сжимает переднюю подвеску, отчего байк рулится быстрее. В то время как открытие газа увеличивает угол наклона вилки, как следствие рулежка становится в разы тяжелее.

ИДЕАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ДЛЯ ПОВОРОТА

Кейт Коуд неумолим – правило управление газом остается главенствующим во всем. Для поворотов идеальной является та траектория движения, которая позволяет применить золотое правило управления газом (см. пункт 9 и 14).

Всякий раз при закрытии газа в повороте или открытии с запозданием теряется время и устойчивость мотоцикла. Вход в поворот – определяющий момент. Траектория определяется газом – рулите для газа.

При сбросе газа сжимаются обе подвески. Если закрыть ручку в середине поворота – клиренс уменьшится и спереди и сзади. И байк заскребет по асфальту. Следуя паническому настроения и инстинкту самосохранения, водитель закрывает газ еще сильнее. Но байку от этого не легче, скрежет металла только усиливается.

КАК ДЕРЖАТЬ ТРАЕКТОРИЮ

В повороте сброс газа загружает передок – уменьшается наклон байка, траектория распрямляется. При сильном открытии газа происходит тоже самое. Выход один – не сбрасывать газ, а плавно его увеличивать. Грамотное управление ручкой газа позволит сохранить развесовку 40/60. Соблюдая эту норму, мотоциклист сможет держать траекторию.

Однако из правил всегда есть исключения. Они касаются прохождения поворотов на высшей передаче и полном газу. Профессиональные гонщики сталкиваются регулярно с этой ситуацией. Итак, если максимум оборотов достигнуто к концу прямой, в повороте пилот упрется в ограничитель и не сможет поддерживать развесовку мотоцикла 40/60. В таком случае необходимо использовать коробку передач, а не газ.

Помните, наклон мотоцикла сильно понижает передаточное число. Входя в поворот и наклоняя мотоцикл, вы упретесь в ограничитель, что не позволит равномерно ускориться. Главный секрет заключается в том, чтобы не упереться в ограничитель оборотов посреди поворота.

На траекторию оказывают большое влияние параметры мотора и настройки подвески. Так на 500-ках можно пройти поворот медленнее, а потерянное время наверстать при ускорении на прямой. В то время как на 125-ках жертвовать скоростью в повороте никогда нельзя. Если из-за подвески байк проходит повороты медленнее, то придется дольше ехать в наклоне и осторожничать с газом в середине поворота. Это поможет избежать слишком высокой траектории.

Поворот заканчивается там, где гонщик может делать с газом что угодно, а его внимание больше не занято маневром. Так считает Кейт Коуд. Его опыт и знания говорят, что точка выхода из поворота зависит от гонщика и мотоцикла, отчего является величиной индивидуальной.

УЛИЧНОЕ ВОЖДЕНИЕ – ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ

Большинство новичков в городе привыкают катится 2/3 поворота и только потом откручивать газ. Такой способ вождения не дает водителю в полной мере воспользоваться преимуществами правильного управления газом. Плюс ко всему закрепляет неправильную технику, которая в дальнейшем может привести к серьезным ошибкам.

Основная ошибка и последствия? Сброс газа приводит к перемещению веса вперед. Переднее колесо нагружается, заднее – наоборот. Как следствие ухудшается сцепление с дорогой. Байк начинает остро реагировать на неровности поверхности. Ведь подвески не работают в своем идеальном диапазоне. Усиливается дрожание – мотоцикл мгновенно реагирует на малейший поворот руля. И байк летит наружу поворота. Уменьшается клиренс и падает скорость.

Чтобы избежать ошибок, необходимо верно оценить в какой части траектории необходима правильная работа мотоцикла – когда начинать газовать. Если при входе в поворот задок чуть-чуть сносится – предел достигнут. Самое время добавлять газу, чтобы выровнять мотоцикл. Сделать это нужно как можно скорее, только не забывайте: газ добавляем плавно и равномерно.

Пока не закончите руление, не открывайте газ, потому что дозировать его подачу при рулежке крайне трудно. Поэтому, если вы хотите управлять газом безошибочно – сперва закончите руление.

Источник


Новости

Возрождение мотоцикла ST125 Обновленная модель мотоцикла Honda
26.04.2022

Совсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...

Сразу две новинки электрических скутеров Электрический скутер Felo FW-03 и Komaki DT 3000
30.03.2022

В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....

Обновленная версия мотоцикла Honda GG125 2022 Обновленный советский мотоцикл Honda GG125 2022
25.03.2022

Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...