12.09.2017
Очень часто после ампутации конечности один из многих вопросов, омрачающих жизнь вчерашнего мотоциклиста – а смогу ли я теперь ездить? Правильный ответ – Да! В этой статье рассмотрены различные модификации мотоцикла, которые помогут вернуться за руль мотоциклисту, перенесшему ампутацию, либо утратившему подвижность конечности. Подготовить мотоцикл к езде с ампутированной конечностью не так сложно, сначала нужно понять, какие механизмы управления требуют изменений..
Левая нога
КПП с расширителем
Мотоциклисты с протезами голени могут установить расширитель на рычаг переключения передач, который задействует пятку для повышения передачи. Такая система переключения передач установлена на некоторых моделях круизеров в стоковом варианте, например на мотоциклах Harley Davidson.
Другой выход – рычаг переключения передач можно переместить на правую сторону, как это было раньше на старых английских мотоциклах.
Новейшее приспособление для решения данной проблемы – электронная система переключения передач кликтроник (Kliktronic ) — изображена на рисунке справа. Этот механизм позволяет выбрать нужную передачу с кнопки на руле. Выбор оптимального способа модификации мотоцикла зависит от физических и финансовых возможностей.
Правая нога
Перенос лапки тормоза влево
Правая нога на мотоцикле задействуется для нажатия педали заднего тормоза. При полной или ограниченной подвижности левой ступни обычно не составляет труда вместо педали установить на руль дополнительный рычаг, нажимаемый большим пальцем руки.
Также можно перенести педаль заднего тормоза на левую сторону мотоцикла рядом с рычагом переключения передач, либо на уровень пятки водителя. Мотоциклы БМВ и некоторые другие современные мотоциклы выпускаются с комбинированной системой торможения, которая автоматически связывает передний и задний тормоза.
В данном случае выбор в пользу той или иной модификации зависит от индивидуальных предпочтений и технических характеристик модифицируемой модели мотоцикла.
Протез бедра, инвалидная коляска
У людей с протезом бедра две основные трудности в управлении – сложно удержать стоящий мотоцикл в вертикальном положении и поставить его на подножку. В такой ситуации можно установить протез, который максимально стабилизирует коленный сустав и позволяет держать колено полусогнутым. Однако многие с протезом бедра во избежание всех этих сложностей просто отдают предпочтение мотоциклам с коляской или трайкам. Еще одно альтернативное решение – выбрать двухколесное транспортное средство с автоматической коробкой передач и полностью ручным управлением – это скутера и максискутера со сравнительно большим объемом двигателя. Также есть трехколесный скутер NIPPI который позволяет управлять сидя в инвалидном кресле, правда объем двигателя не превышает 125 кубический сантиметров.
Правая рука
При ограниченной подвижности правой руки очевидным решением является перенос ручки газа и рычага переднего тормоза на левую сторону руля. В таком случае рычаг переднего тормоза может выжиматься большим пальцем, а если на мотоцикле установлено два передних тормозных диска, то один из суппортов можно присоединить к заднему тормозу для простоты использования. При подобной модификации также потребуется внести изменения в коробку передач.
Если же трудности возникают только с управлением ручкой газа, то можно ее переделать под управление большим пальцем руки (как на квадроциклах).
Протез левой руки
В большинстве случаев модификация мотоцикла сводится к переделке рычага сцепления и внесении изменений в коробку передач. В случае полной или частичной потери способности управлять левой рукой, можно перенести рычаг сцепления на правую сторону руля – например, рядом с рычагом тормоза, либо переделать рычаг тормоза, чтобы он выжимался большим пальцем, а сцепление – четырьмя.
Другой способ – перенос рычага сцепления вниз, чтоб он выжимался ногой, но это потребует более серьезных изменений в конструкции – необходимо установить кликтроник для переключения передач при помощи кнопки,
В случае, если левая рука лишь частично утратила свои функции, можно установить гидравлическое сцепление, либо использовать Easy Clutch Kit – эти опции требуют меньше усилий для выжимания сцепления.
В заключении хочется еще раз напомнить, что езда на мотоцикле помимо удовольствия и новых ощущений, влечет за собой дополнительные риски. Поэтому перед тем, как после травмы сесть за руль модифицированного мотоцикла, необходимо полностью освоить все изменения, выработать новые рефлексы. Поначалу лучше избегать дорог с плотным движением и высокоскоростных режимов езды.